30-я научно-методическая конференция «Совершенствование качества профессионального образования» прошла 1-3 марта 2017г. в Братском государственном университете.
Это научное мероприятие, имеющее статус всероссийского, традиционно открывает череду ежегодных научных конференций БрГУ. В этом году, по свидетельству организаторов, участниками методической конференции стали более 180 человек, представивших 138 докладов.
Это научное мероприятие, имеющее статус всероссийского, традиционно открывает череду ежегодных научных конференций БрГУ. В этом году, по свидетельству организаторов, участниками методической конференции стали более 180 человек, представивших 138 докладов.
На пленарном заседании я представляла доклад
"Преемственность среднего и высшего образования в условиях модернизации"
Старинное
проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен», в настоящее время приобретает особое
звучание – мы все живем в такое время. В числе наиболее значимых перемен —
возрастающее значение знаний как движущей силы экономического роста в
глобальном контексте, информационная и коммуникационная революция, расширение глобального
рынка труда и многое другое. Начало нового века стало эпохой глобализации, что
чревато изменениями во всех сферах. Образование – не исключение. Изменения
влияют на роль, функции, форму и способы функционирования образования.
Одним из детищ эпохи глобализации стала концепция непрерывного образования.
Одним из детищ эпохи глобализации стала концепция непрерывного образования.
В зарубежных
источниках непрерывное обучение определяется так «все виды обучения,
предпринятые в течение жизни, с целью улучшения знаний, навыков и
компетентности, в персональной, гражданской, социальной сферах, и связанные с
перспективой занятости»
То есть главной
целью является позиция человека на рынке труда. Непрерывное образование в
западных странах выступает как принцип, который необходимо учитывать при
построении системы образования.
Наши
нормативно-правовые акты, регулирующие работу российской системы образования
(закон об образовании, ФГОС) также ориентируют всех участников образовательного
процесса именно на это.
В
любой структуре непрерывного обучения, уникальной и априори нестабильной,
присутствует лишь один постоянный «компонент», ЧЕЛОВЕК в позиции ученичества.
Поэтому задачи формального образования, ориентированного на продолжение учения,
смещаются сейчас с передачи учащимся определенного объема содержания на помощь
в освоении базовых способов работы с информацией, которые в дальнейшем смогут
быть использованы в разных ситуациях.
Отсюда
появление в современной педагогике понятий «универсальные учебные действия»,
«метапредметные результаты», «компетенции», которые можно рассматривать как
принадлежность культуры непрерывного образования.
Образование, длящееся в
осмысленных окультуренных формах, позволяет синтезировать объем полученного в
разные моменты жизни образовательного опыта.
В этом случае
образование в течение жизни становится одним из источников жизненной энергии и
наращивания потенциала развития субъекта обучения.
Стоит заметить,
что свойство «непрерывности» применительно к образовательному пути – это ведь метафора.
На самом деле длящийся на протяжении жизни
процесс обучения имеет прерывистый и нелинейный характер. Неоднородность культурных пространств, в которые человек
попадает по мере образовательного продвижения, возможность их пересечения,
наслоения, интеграции порождают задачу наследования образовательного опыта.
И здесь
возникает понятие преемственности.
С позиций
педагогического подхода преемственность определяется как общепедагогический
принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов
(научность, доступность, последовательность, систематичность)
учебно-воспитательного процесса.
Традиционно в
педагогике преемственность рассматривается на горизонтальном и вертикальном
уровнях. Результатом горизонтальной преемственности является последовательность
в изучении материала, сформированность
целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик
обучения.
Результат
вертикальной преемственности - подготовка к обучению на последующей ступени
образования.
Попробуем поговорить
именно о вертикальной преемственности в интересующем нас контексте:
преемственности средней и высшей школы.
В педагогической литературе, например Г.Н.
Александровым, отмечаются следующие линии преемственных связей между вузовской
и школьной педагогикой:
·
решение задач
всестороннего развития личности,
·
формирование у
обучаемых научного мировоззрения;
·
реализация системы
гуманистического воспитания в ее взаимосвязанных компонентах;
·
развитие всех психических процессов, свойств и
образований личности,
·
связи между
политехническим образованием школьника; общей и специальной подготовкой
студента;
·
связи между
профессиональной ориентацией школьника и адаптацией студента к избранной им
специальности; связи в способах и средствах педагогических воздействий на
школьника и студента
Задачи содержательны и масштабны. Суть в том, как их
реализовать.
Ведь
наше время – это еще и эпоха одновременно вариативности в образовании
при одновременном введении стандартов. И
культура непрерывного образования, а значит, и преемственность в формальной части во многом обусловлена культурой нормирования и степенью преемственности стандартов
Федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ всех уровней образования.
Текст любого стандарта гласит - Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Текст любого стандарта гласит - Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
При
этом Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентированы
на реализацию деятельностного и компетентностного подхода.
Согласно
требованиям ФГОС высшей школы, итогом освоения основных образовательных
программ бакалавриатов является формирование ряда общекультурных и
профессиональных компетенций, при этом около
50 % всех трудозатрат студента приходится на самостоятельную работу.
НО…
средняя школа находится в состоянии ПЕРЕХОДА на новые стандарты и сейчас в ВУЗ
приходят выпускники, не обучавшиеся по ФГОС третьего поколения.
Таким образом, преемственность школьного и вузовского образования касается не только
содержания образования, но и форм, методов и средств образования, включая
социально-психологические условия нравственного развития и психолого-педагогические
условия формирования творческой личности.
К этим условиям относятся:
1) знание учителями средних
образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических
особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и
высшей школе, с другой;
2) обеспечение преемственности форм,
методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными
учреждениями;
3) обучение учащихся средних
образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля,
методам вузовского обучения;
4) создание в среднем
образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача
зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.).
Переходя из среднего
образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых
обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся) и их
предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Фундаментальной
основой разрешения этого противоречия должно стать расширение сферы взаимодействия
средних образовательных учреждений с вузами.
Причем, преподаватели
вузов и студенты-первокурсники полагают, что причины нарушения преемственных
связей заключены, прежде всего, в недоработках со стороны школы:
ее ориентированности
на свои строго ограниченные цели;
чрезмерном
стремлении школы подготовить ученика не к учебе в вузе, а к поступлению в него.
Возможно, пока
школа слишком замкнутая дидактическая система. Возможно. И пока слабо выражена
ее полифункциональная направленность.
Но все меняется.
Итак, эффективность
взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от
решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса
в средних и высших образовательных учреждениях.
К числу этих проблем можно отнести следующие:
К числу этих проблем можно отнести следующие:
1)
возможность
применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с
вузами
20
школа и педагогический факультет БГУ работают в режиме эксперимента: открыт
педагогический класс, где педагогика и психология преподаются педагогами ВУЗа
Но ведь возможны
и другие формы сотрудничества.
·
Курсы
не предметные а направленные на формирование общекультурных компетенций
(организация рабочего времени, работа с информацией и тд.)
·
Психологические
тренинги для будущих абитуриентов
·
Уроки
в формате занятий высшей школы преподавателями вузов (для получения именно
социально-психологического опыта)
·
Участие
университетских преподавателей в работе методических объединений школьных
учителей. Такой опыт в масштабах Братска у нас есть, но нужно стремиться к
системности.
2)
обеспечение
действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их
готовности к продолжению обучения в высшей школе (здесь можно было бы коснуться
нашего «любимого» ЕГЭ, но это другая проблема и предмет более детального
разговора);
К
тому же, не надо забывать, что в немалой степени непрерывности и
преемственности учебного процесса способствует совместимость школьных и
вузовских учебников по фундаментальным дисциплинам, чего пока нет в реалиях
российского образования. И эту проблему отдельно взятый ВУЗ и отдельно взятая
школа не решат самостоятельно.
4)
высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса
(педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).
И если преемственность
это непрерывность, поступательность, системность, то нас с вами ждет много
совместной плодотворной работы, ведь проблем достаточно, но векторы развития
видны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий