Поиск по этому блогу

Добро пожаловать!

Добро пожаловать!
История. Общество. Право. - блог, созданный для учителей и учеников.
Поделиться накопленным опытом, оказать методическую поддержку учителям, учащимся - основная задача блога.

НПК "Совершенствование качества профессионального образования"

30-я научно-методическая конференция «Совершенствование качества профессионального образования» прошла 1-3 марта 2017г. в Братском государственном университете. 


Это научное мероприятие, имеющее статус всероссийского, традиционно открывает череду ежегодных научных конференций БрГУ. В этом году, по свидетельству организаторов, участниками методической конференции стали более 180 человек, представивших 138 докладов.
На пленарном заседании я представляла доклад 

"Преемственность среднего и высшего образования в условиях модернизации"

Старинное проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен», в настоящее время приобретает особое звучание – мы все живем в такое время. В числе наиболее значимых перемен — возрастающее значение знаний как движущей силы экономического роста в глобальном контексте, информационная и коммуникационная революция, расширение глобального рынка труда и многое другое. Начало нового века стало эпохой глобализации, что чревато изменениями во всех сферах. Образование – не исключение. Изменения влияют на роль, функции, форму и способы функционирования образования.
Одним из детищ эпохи глобализации стала концепция непрерывного образования.
В зарубежных источниках непрерывное обучение определяется так «все виды обучения, предпринятые в течение жизни, с целью улучшения знаний, навыков и компетентности, в персональной, гражданской, социальной сферах, и связанные с перспективой занятости»
То есть главной целью является позиция человека на рынке труда. Непрерывное образование в западных странах выступает как принцип, который необходимо учитывать при построении системы образования.
         Наши нормативно-правовые акты, регулирующие работу российской системы образования (закон об образовании, ФГОС) также ориентируют всех участников образовательного процесса именно на это.
В любой структуре непрерывного обучения, уникальной и априори нестабильной, присутствует лишь один постоянный «компонент», ЧЕЛОВЕК в позиции ученичества. Поэтому задачи формального образования, ориентированного на продолжение учения, смещаются сейчас с передачи учащимся определенного объема содержания на помощь в освоении базовых способов работы с информацией, которые в дальнейшем смогут быть использованы в разных ситуациях.
Отсюда появление в современной педагогике понятий «универсальные учебные действия», «метапредметные результаты», «компетенции», которые можно рассматривать как принадлежность культуры непрерывного образования.
Образование, длящееся в осмысленных окультуренных формах, позволяет синтезировать объем полученного в разные моменты жизни образовательного опыта.
В этом случае образование в течение жизни становится одним из источников жизненной энергии и наращивания потенциала развития субъекта обучения.
Стоит заметить, что свойство «непрерывности» применительно к образовательному пути – это ведь метафора.
 На самом деле длящийся на протяжении жизни процесс обучения имеет прерывистый и нелинейный характер. Неоднородность  культурных пространств, в которые человек попадает по мере образовательного продвижения, возможность их пересечения, наслоения, интеграции порождают задачу наследования образовательного опыта.
И здесь возникает понятие преемственности.
С позиций педагогического подхода преемственность определяется как общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.
     Традиционно в педагогике преемственность рассматривается на горизонтальном и вертикальном уровнях. Результатом горизонтальной преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность   целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения.
Результат вертикальной преемственности - подготовка к обучению на последующей ступени образования.

Попробуем поговорить именно о вертикальной преемственности в интересующем нас контексте: преемственности средней и высшей  школы.
В педагогической литературе, например Г.Н. Александровым, отмечаются следующие линии преемственных связей между вузовской и школьной педагогикой:
·        решение задач всестороннего развития личности,
·        формирование у обучаемых научного мировоззрения;
·        реализация системы гуманистического воспитания в ее взаимосвязанных компонентах;
·         развитие всех психических процессов, свойств и образований личности,
·        связи между политехническим образованием школьника; общей и специальной подготовкой студента;
·        связи между профессиональной ориентацией школьника и адаптацией студента к избранной им специальности; связи в способах и средствах педагогических воздействий на школьника и студента  
Задачи содержательны и масштабны. Суть в том, как их реализовать.
Ведь  наше время – это еще и эпоха одновременно вариативности в образовании при одновременном введении стандартов.  И культура непрерывного образования, а значит, и преемственность в  формальной части во многом обусловлена культурой нормирования и степенью преемственности стандартов
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всех уровней образования.
       Текст любого стандарта гласит - Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
      При этом Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентированы на реализацию деятельностного и компетентностного подхода.
Согласно требованиям ФГОС высшей школы, итогом освоения основных образовательных программ бакалавриатов является формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций, при этом около 50 % всех трудозатрат студента приходится на самостоятельную работу.
     НО… средняя школа находится в состоянии ПЕРЕХОДА на новые стандарты и сейчас в ВУЗ приходят выпускники, не обучавшиеся по ФГОС третьего поколения.
   Таким образом, преемственность школьного и вузовского образования касается не только содержания образования, но и форм, методов и средств образования, включая социально-психологические условия нравственного развития и психолого-педагогические условия формирования творческой личности.
К этим условиям относятся:
1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;
2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;
3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;
4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.). 
Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Фундаментальной основой разрешения этого противоречия должно стать расширение сферы взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами.
    Причем, преподаватели вузов и студенты-первокурсники полагают, что причины нарушения преемственных связей заключены, прежде всего, в недоработках со стороны школы:
ее ориентированности на свои строго ограниченные цели;
чрезмерном стремлении школы подготовить ученика не к учебе в вузе, а к поступлению в него.
    Возможно, пока школа слишком замкнутая дидактическая система. Возможно. И пока слабо выражена ее полифункциональная направленность.
Но все меняется.
Итак, эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования в немалой степени зависит от решения проблемы организационно-педагогической совместимости учебного процесса в средних и высших образовательных учреждениях.
     К числу этих проблем можно отнести следующие:
1)    возможность применения различных форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами
20 школа и педагогический факультет БГУ работают в режиме эксперимента: открыт педагогический класс, где педагогика и психология преподаются педагогами ВУЗа
Но ведь возможны и другие формы сотрудничества.
·        Курсы не предметные а направленные на формирование общекультурных компетенций (организация рабочего времени, работа с информацией и тд.)
·        Психологические тренинги для будущих абитуриентов
·        Уроки в формате занятий высшей школы преподавателями вузов (для получения именно социально-психологического опыта)
·        Участие университетских преподавателей в работе методических объединений школьных учителей. Такой опыт в масштабах Братска у нас есть, но нужно стремиться к системности.
2)    обеспечение действенного контроля уровня образовательной подготовки учащихся, степени их готовности к продолжению обучения в высшей школе (здесь можно было бы коснуться нашего «любимого» ЕГЭ, но это другая проблема и предмет более детального разговора);
К тому же, не надо забывать, что в немалой степени непрерывности и преемственности учебного процесса способствует совместимость школьных и вузовских учебников по фундаментальным дисциплинам, чего пока нет в реалиях российского образования. И эту проблему отдельно взятый ВУЗ и отдельно взятая школа не решат самостоятельно.
4) высокий уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса (педагогами, помещениями, ТСО, финансами и т.д.).
И если преемственность это непрерывность, поступательность, системность, то нас с вами ждет много совместной плодотворной работы, ведь проблем достаточно, но векторы развития видны.



Комментариев нет:

Отправить комментарий