Поиск по этому блогу

Добро пожаловать!

Добро пожаловать!
История. Общество. Право. - блог, созданный для учителей и учеников.
Поделиться накопленным опытом, оказать методическую поддержку учителям, учащимся - основная задача блога.
ЭССЕ Учитель будущего.

Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету своему!
Дилан Томас
Когда – нибудь,  рано или поздно, любой из нас становится на перепутье. Перепутье жизни. И задается вопросами: в чем жизнь, дошедшая до середины? Смог ли я прожить эту часть отпущенного  вселенной срока так, чтобы сказать – да, я нашел свое предназначение, я меняю жизнь и реальность под себя, строю БУДУЩЕЕ, не полагаясь только на судьбу. Эти вопросы вдвойне сложны, если ты выбрал путь учителя. Но для того, чтобы менять реальность,  нужно не так уж и много - Любовь к людям. Талант. Сила веры. 
И еще надежда. Когда-то давно, в далеком детстве, на моих глазах одна кудесница совершала чудо. Она открывала новые миры и помогала замечательным героям этих миров в нас поселиться. Образы проникали в наши души, и мы становились лучше. Каждый день. Регулярно. Думаете, сказки? А вот и нет, всего лишь уроки. Уроки литературы. И женщина не волшебница из книги, а реальная. Воронькова Тамара Сергеевна, мой учитель русского языка и литературы. Наверное, именно тогда, на рубеже 80х и 90х,и родилась моя Надежда. Среди страха, среди бессилия и даже обиды на государство, когда жизнь была к людям совсем несправедлива, родилось ожидание, что все будет лучше, если ты в окружающем увидишь чудо, а еще лучше, если научишься это чудо дарить. Как Тамара Сергеевна, как многие другие учителя моей  школы. Именно они научили меня любить людей, открывать в них хорошее, забывать о себе, чтобы помочь другим. Они и моя мама. Поэтому  Надежда становилась все больше и больше. Я шла по жизни, выбрав учительство, чтобы растить надежду в сердцах других. Чтобы подставить плечо и поддержать тех, кто слабее.
Дети – цветы жизни, говорят. Цветы. Только сначала нужно этот росток взрастить. И это путь, что проходят семья и учитель рука об руку. Иногда это очень сложно. Когда дети растут, они постепенно обретают самостоятельность, отдаляются и отделяются от мам и учителей, взрослея и  становясь личностями. КАК не превратить детей в «формочки», что заказывает нам жизнь? Она торопится вперед, и мы вслед за ней. Она меняется: новый век, глобализация, - и мы за ней. КАК взрастить личность, а не «болванку»?
И здесь мне помогала моя Надежда. «..однажды кончатся кривые тропы и мрачные ущелья, когда стихнут свирепые ветра… когда наступит день, и мы придем туда, где светло и тепло, где можно будет перестать бороться за жизнь и начать просто жить», — так сильно мечталось, что однажды Надежда превратилась в Веру. Мне везло, я по- прежнему встречала на своем пути людей, чья работа, чья жизнь доказывала: «Верьте в себя. Верьте в будущее. Верьте в мечту!» - и родятся новые идеи, воплотятся в жизнь самые смелые планы. Это мои коллеги. Я пришла работать в школу, которую закончила когда-то, и мои учителя стали моими коллегами. И я верила, что способна сделать мир чище, светлее, добрее. А когда сильно веришь, мир откликается и становится именно таким.
Конечно, не все было гладко. Были слезы, метания, иногда казалось, что учительство - не мое. Что стезя эта, нет -  СТЕЗЯ- слишком тяжела. Казалось, что кто-то шепчет в спину: «Вы все бредете во тьме. Вы совершаете множество нелогичных и разрушительных поступков, из-за которых жизнь на Земле может прерваться в любую минуту. Вы изобретаете все новые и новые способы уничтожения друг друга и окружающей среды, не задумываясь о последствиях…ваши чувства все время лгут вам, а ваши души разучились видеть…»
Но ведь вера может  видеть сердцем, а это куда вернее, чем глазами! Вера помогает видеть цель: каждый ребенок талантлив, и задача учителя – увидеть ядрышко его таланта. Ведь как говорил Януш Корчак: «Педагог… не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут». Дорогу осилит идущий. И мы шли, я и уже мои ДЕТИ. Именно они позволили мне понять, что задача учителя- не просто учить, а протянуть нити от ребенка к жизни и питать их интересом, чтобы он сам смог поставить перед собой задачи для него интересные, которые могут стать делом его жизни.  Если учитель обладает такой способностью, умением, то рано или поздно они, ученик и учитель, доберутся до желанной цели, даже если она пока лежит в далеком БУДУЩЕМ.
То есть учитель – «двигатель» современного общества. Он в эпоху перемен способствует воспитанию личностей, что овладеют прогрессивными передовыми технологиями. Но кто как не я, историк, должна стать связующим звеном в непрерывной цепи между  прошлым общества и его будущим?
И эта ноша тяжела, ведь я не только хранитель, но и поставщик   ценностей: общечеловеческих, культурных, духовных, интеллектуальных. Хватило бы сил…пройти по тонкой грани. Между заказом государства  и человечностью, между ценностями постиндустриального общества и нравственностью.
Но ведь тот, кто надеется и верит, обязательно найдет свою Любовь. Так случилось и со мной. Я полюбила детей еще искренней и, к сожалению, тревожней. Тревога за будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность  цивилизации- бич современного учителя, ведь мы на острие иглы, иглы мирового развития. Но Вера, Надежда и Любовь идут рядом со мной и дарят вдохновение. И вот моя вера обретает новые грани, она становится осмысленной и осознанной, Вера превращается в Знание. Я знаю, что я – Творец. И мои дети также. Творчество живет в них. Творчество на уроке, творчество в  деятельности, творчество в профессии в будущем. Главное,  найти в ребенке творческое начало, тот самый росток, и раскрыть- это тоже задача современного учителя. 
Мое учительство подарило мне возможность переживать много побед, не только моих, но и побед моих учеников. Оно дарит  возможность открывать новые грани окружающего вместе с детьми, испытывая радость пусть маленьких, но открытий. Я люблю жить среди хороших людей. И только в школе за один день вы сможете увидеть и пообщаться с таких количеством  искренних и радостных людей, моих друзей, ведь учитель, как говорил когда-то Якуб Колас: « …это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры». И мы ВМЕСТЕ меняем реальность.
Когда я оглядываюсь на пройденный путь, я вижу его  непростым и нелегким, но  впереди новые дороги. Мой мир сегодня наполнен силами, теми силами, что позволяют мне дарить чудо открытия моим детям  так, как когда-то дарили мне мои учителя. Этот мир  вырос из маленькой Надежды и смотрит в будущее.

P.S.В эссе использованы слова Януша Корчака, Якуба Коласа и Ирины Семиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий