Поиск по этому блогу

Добро пожаловать!

Добро пожаловать!
История. Общество. Право. - блог, созданный для учителей и учеников.
Поделиться накопленным опытом, оказать методическую поддержку учителям, учащимся - основная задача блога.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР




Методический семинар «Стремиться выше…»

Мы всегда определяли себя за способность преодолевать невозможное. И мы считаем эти моменты. Эти моменты, когда мы осмеливаемся стремиться выше, чтобы сломать барьеры, чтобы достичь звезд, чтобы сделать неизвестное известным.
«Интерстеллар», 2014

                        Цель наша сегодня – к концу  встречи  достичь высот, которые были непокоренными, подняться на ступень выше, чем есть сейчас.
                        Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать  в качестве экспертов-методистов и оценить следующий методический продукт http://www.proshkolu.ru/user/berezulca/file/5251457/
Для решения поставленной задачи воспользуемся стратегией ЗХУ
Прошу по ходу работы с педагогической разработкой  заполнить таблицу.

З (знал)
Х (хочу узнать)
У (узнал)






Урок  по теме «Государство» 10 класс
Цель: расширить знания по теме «государство»
Задачи:
1.                              Актуализировать знания по теме  «государство: его основные характеристики»
2.                              Составить сводную таблицу основных характеристик государства
3.                              Обобщить   представления об основных характеристиках современных государств.
Оборудование: 4 листа формата А-3, фломастеры, цветные карандаши, таблички с названиями стран, раздаточные материалы.
Особенности организации: обучающиеся разделены на 4 группы
Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение  и письмо»: «Кластер», «Зигзаг», «Линии  сравнения», «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Синквейн».
Ход занятия.

              I.     Организационный момент

           II.     Фаза вызова.
Задачи:

1.                      Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

2.                      Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Кластер»


Составление кластера «государство». Формулирование и запись определения. 
III. Фаза реализации смысла (осмысления)
Задачи: 
1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
2. Помочь соотнести старые знания с новыми.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Зигзаг».

Группа делится на 4 подгруппы. В каждой подгруппах  выдаются  информационные статьи по  темам  «Форма государственного устройства» «Форма правления», «Политический режим», «Политические институты».
Каждый учащийся работает со своим текстом по ОДНОЙ из тем (то есть в группе 4 темы): выделяя главное, структурируя, наглядно представляя материалы.  Либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. 
Новые  группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (т.е. возникнет новые 4  группы «Форма государственного устройства» «Форма правления», «Политический режим», «Политические институты». ) В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. 
Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по главной теме «Государство».
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. 
Обобщение полученной информации 

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Чтение с остановками»

Работа с текстами «Древний Китай», «Афинская демократия», «Нидерландская республика». Задача: по ходу чтения вслух с остановками, сравнить исторические примеры по линиям сравнения/характеристикам. 
Итоги: «плюсы»  и «минусы»   форм государственного устройства, форм правления, политических режимов в контексте истории человечества.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Линии  сравнения» 

1. Выделение категорий сравнения
Объект исследования современные государства: Российская Федерация, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, Германия.
2. Составление группой сводной таблицы «Линии сравнения»

Линии сравнения
РФ
Великобритания
ОАЭ
Германия
Форма государственного устройства




Форма правления




Политический режим




Политические институты





Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»

1. Выбирается секретарь в каждой группе  (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)
2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопрос
3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.
4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

Вопрос:   По каким внешним признакам можно дать характеристику по линиям сравнения какому либо государству?

IV. Фаза рефлексии.

Задачи: 
1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Синквейн»

В экспертных группах составьте  синквейн по основной характеристике государства.

Правила составления синквейна:  
в первой строке: одно слово- тему  стихотворения 
вторая строка:  опишите это слово - тему двумя прилагательными 
в третьей строке опишите действие этой темы тремя словами, глаголами 
в четвёртой - фраза из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме
в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним). 

Презентации синквейнов
Обобщение. Итоги урока 

Оцените себя  по технологической карте урока 

Домашнее задание:
Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики любого современного государства, не затронутого на уроке - отразить основные характеристики. Подготовить презентацию творческой  работы.

V. Орг. конец
Приложение 1.
Технологическая карта урока 
Оцените себя  по 3-ти бальной шкале по данным критериям

1
2
3
Я могу сформулировать определение «государство»



Я могу составить характеристику каждого типа государства



Я пополнил свои политические знания



Я  принял активное и результативное  участие в уроке



Мои баллы:

----------------------------------------
Итак, уважаемые коллеги, я думаю, по ходу работы вы давно догадались, что я, Березина О.А. в своей педагогической деятельности использую технологию развития критического мышления. Моя практика показала ее эффективность, особенно в старших классах. 
Современная система преподавания,  как истории, так и обществознания, предполагает концентрический подход. Но это не привязывает нас к экстенсивному подходу в обучении, так как  повторы (одни и те же сюжеты и одинаково),  не всегда оправданное расширение материала (больше дат, имен, фактов) ведет лишь к утрате интереса к предмету, перегрузке учащихся материалом «для запоминания». Выходом могут быть и являются современные педагогические технологии, одна из которых – технология развития критического мышления.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений); обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).

Стадии
Методические приемы
Деятельность  учителя
Деятельность учащихся
Iстадия  
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) 
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
Свободное письменное задание.
Таблица «З-Х-У».
Плюс-минус-вопрос.
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
внимательно выслушивает  их ответы
актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
II стадия
Осмысление содержания
(получение новой информации)
Инсерт-система маркировки текста.
«Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
Чтение с остановками.
Бортовые журналы.
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
« Дерево предсказаний».
«Шесть шляп мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и трехчастный дневник»
поддерживает  у обучающихся активность
выступает в роли консультанта
получает новую информацию;
осмысливает ее;
соотносит  с уже имеющимися знаниями.
III стадия
  Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
возвращает  учащихся к первоначальным записям – предположениям.
вносит изменения, дополнения.
даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
обобщает полученную информацию;

Преимущества ТРКМ
Работая с детьми в рамках критического мышления, отмечаю следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе увеличивает потенциал участников;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга;
развивает активное слушание;

Мои затруднения
Реализовать полностью урок в данной технологии  в рамках классно- урочной системы очень сложно. Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность
Технология не всегда эффективна в слабых классах 
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Большие моральные, временные и материальные затраты.

Образовательные результаты
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Таким образом, актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение/повторение  знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Свидетельством эффективности использования технологии развития критического мышления в моей практике обучения являются результаты сдачи ЕГЭ  11-классниками и результаты промежуточного мониторинга.
С помощью ТРКМ я успешно покоряю новую ступень в своей педагогической деятельности. Надеюсь, наша встреча сегодня так же, как уроки с элементами ТРКМ для детей, поможет вам стремиться выше,  «…чтобы сломать барьеры, чтобы достичь звезд, чтобы сделать неизвестное известным».

Комментариев нет:

Отправить комментарий