Методический семинар «Стремиться
выше…»
Мы всегда определяли
себя за способность преодолевать невозможное. И мы считаем эти моменты. Эти
моменты, когда мы осмеливаемся стремиться выше, чтобы сломать барьеры, чтобы
достичь звезд, чтобы сделать неизвестное известным.
«Интерстеллар», 2014
Цель наша сегодня – к концу встречи достичь высот, которые были непокоренными,
подняться на ступень выше, чем есть сейчас.
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю
вам поработать в качестве
экспертов-методистов и оценить следующий методический продукт http://www.proshkolu.ru/user/berezulca/file/5251457/
Для решения поставленной задачи
воспользуемся стратегией ЗХУ
Прошу по ходу работы с педагогической разработкой заполнить таблицу.
З (знал)
|
Х (хочу узнать)
|
У (узнал)
|
Урок по теме
«Государство» 10 класс
Цель: расширить знания по теме «государство»
Задачи:
1.
Актуализировать знания по теме «государство: его основные характеристики»
2.
Составить сводную таблицу основных характеристик
государства
Оборудование: 4 листа формата А-3, фломастеры,
цветные карандаши, таблички с названиями стран, раздаточные материалы.
Особенности организации: обучающиеся разделены на 4
группы
Приемы технологии «Развитие критического мышления через
чтение и письмо»: «Кластер», «Зигзаг»,
«Линии сравнения», «Чтение с
остановками», «Мозговой штурм», «Синквейн».
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Фаза вызова.
Задачи:
1.
Актуализировать имеющиеся
у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
2.
Побудить
познавательный интерес к изучаемому материалу.
Прием технологии «Развитие критического
мышления» «Кластер»
Составление кластера «государство». Формулирование и запись определения.
III. Фаза реализации смысла (осмысления)
Задачи:
1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
2. Помочь соотнести старые знания с новыми.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Зигзаг».
• Группа делится на 4 подгруппы. В каждой подгруппах выдаются информационные статьи по темам «Форма государственного устройства» «Форма правления», «Политический режим», «Политические институты».
• Каждый учащийся работает со своим текстом по ОДНОЙ из тем (то есть в группе 4 темы): выделяя главное, структурируя, наглядно представляя материалы. Либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.
• Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (т.е. возникнет новые 4 группы «Форма государственного устройства» «Форма правления», «Политический режим», «Политические институты». ) В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.
• Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по главной теме «Государство».
• Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.
• Обобщение полученной информации
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Чтение с остановками»
Работа с текстами «Древний Китай», «Афинская демократия», «Нидерландская республика». Задача: по ходу чтения вслух с остановками, сравнить исторические примеры по линиям сравнения/характеристикам.
Итоги: «плюсы» и «минусы» форм государственного устройства, форм правления, политических режимов в контексте истории человечества.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Линии сравнения»
1. Выделение категорий сравнения
Объект исследования современные государства: Российская Федерация, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, Германия.
2. Составление группой сводной таблицы «Линии сравнения»
Линии сравнения
|
РФ
|
Великобритания
|
ОАЭ
|
Германия
|
Форма государственного
устройства
|
||||
Форма правления
|
||||
Политический режим
|
||||
Политические институты
|
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»
1. Выбирается секретарь в каждой группе (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)
2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопрос
3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.
4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам
Вопрос: По каким внешним признакам можно дать характеристику по линиям сравнения какому либо государству?
IV. Фаза рефлексии.
Задачи:
1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Синквейн»
В экспертных группах составьте синквейн по основной характеристике государства.
Правила составления синквейна:
• в первой строке: одно слово- тему стихотворения
• вторая строка: опишите это слово - тему двумя прилагательными
• в третьей строке опишите действие этой темы тремя словами, глаголами
• в четвёртой - фраза из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме
• в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).
Презентации синквейнов
Обобщение. Итоги урока
Оцените себя по технологической карте урока
Домашнее задание:
Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики любого современного государства, не затронутого на уроке - отразить основные характеристики. Подготовить презентацию творческой работы.
V. Орг. конец
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Оцените себя по 3-ти
бальной шкале по данным критериям
1
|
2
|
3
|
|
Я могу
сформулировать определение «государство»
|
|||
Я могу составить
характеристику каждого типа государства
|
|||
Я пополнил свои
политические знания
|
|||
Я принял активное и результативное участие в уроке
|
|||
Мои
баллы:
|
----------------------------------------
Итак, уважаемые коллеги, я думаю, по ходу работы вы давно догадались, что я, Березина О.А. в своей педагогической деятельности использую технологию развития критического мышления. Моя практика показала ее эффективность, особенно в старших классах.
Современная система преподавания, как истории, так и обществознания, предполагает концентрический подход. Но это не привязывает нас к экстенсивному подходу в обучении, так как повторы (одни и те же сюжеты и одинаково), не всегда оправданное расширение материала (больше дат, имен, фактов) ведет лишь к утрате интереса к предмету, перегрузке учащихся материалом «для запоминания». Выходом могут быть и являются современные педагогические технологии, одна из которых – технология развития критического мышления.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений); обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Стадии
|
Методические
приемы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Iстадия
Вызов
(пробуждение
имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
|
Парная
мозговая атака.
Групповая
мозговая атака. Ключевые термины.
Свободное
письменное задание.
Таблица «З-Х-У».
Плюс-минус-вопрос.
Верные и
неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
|
выступает в
качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
внимательно
выслушивает их ответы
|
актуализирует
и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ
|
II стадия
Осмысление
содержания
(получение
новой информации)
|
Инсерт-система
маркировки текста.
«Знаю - хочу
узнать - узнал» - маркировочная таблица.
Чтение с
остановками.
Бортовые
журналы.
Таблица «Кто?
Что? Когда? Где? Почему?»
Таблица
«тонких» и «толстых» вопросов.
« Дерево
предсказаний».
«Шесть шляп
мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и
трехчастный дневник»
|
поддерживает
у обучающихся активность
выступает в
роли консультанта
|
получает новую
информацию;
осмысливает
ее;
соотносит
с уже имеющимися знаниями.
|
III стадия
Рефлексия
(осмысление,
рождение нового знания)
|
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
|
возвращает
учащихся к первоначальным записям – предположениям.
вносит
изменения, дополнения.
даёт творческие,
исследовательские или практические задания на основе изученной информации
|
соотносит
«новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии
осмысления
обобщает
полученную информацию;
|
Преимущества ТРКМ
Работая с детьми в рамках критического мышления, отмечаю следующие преимущества данной технологии:
• работа в паре и в малой группе увеличивает потенциал участников;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;
• есть возможность повторения, усвоения материала;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность;
• дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга;
• развивает активное слушание;
Мои затруднения
• Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно. Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность
• Технология не всегда эффективна в слабых классах
• Сложность в подборе материала (из разных источников).
• Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
• пользоваться различными способами интегрирования информации;
• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
• решать проблемы;
• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением;
• умение сотрудничать и работать в группе и др.
Таким образом, актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение/повторение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Свидетельством эффективности использования технологии развития критического мышления в моей практике обучения являются результаты сдачи ЕГЭ 11-классниками и результаты промежуточного мониторинга.
С помощью ТРКМ я успешно покоряю новую ступень в своей педагогической деятельности. Надеюсь, наша встреча сегодня так же, как уроки с элементами ТРКМ для детей, поможет вам стремиться выше, «…чтобы сломать барьеры, чтобы достичь звезд, чтобы сделать неизвестное известным».
Комментариев нет:
Отправить комментарий